Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Заслуженный артист призвал отвечать русскоговорящим людям только по-кыргызски

Он запустил акцию, советующую игнорировать магазины, где обслуживают на официальном языке. Что думают видные деятели КР?

Заслуженный артист Кыргызстана, акын-импровизатор Женишбек Жумакадыр запустил в соцсети акцию «Отвечаем на кыргызском языке». Об этом он пишет на своей странице Фэйсбуке.

В частности, Жумакадыр предлагает на улицах, в магазинах, автобусах отвечать только на государственном языке всем русскоговорящим гражданам, какой бы они ни были национальности. Также артист предлагает отказаться от услуг магазинов, в которых говорят на русском языке. Менее чем за сутки больше 3 тысяч пользователей поделились этим постом.

Между тем, Vesti.kg связались с видными общественными и государственными деятелями, чтобы выяснить их отношение к столь радикальной инициативе.

Так, знаменитый композитор Курмангазы Азыкбаев считает, что не стоит так обижать представителей других национальностей.

- Надо постепенно и ласково приучать их к нашему языку, - сказал он. - Может, даже где-то с юмором. Резко так не стоит. Это ни к чему хорошему не приведет. К примеру, в Казахстане также был постепенный переход к своему языку. С другой стороны, самим же кыргызам надо учить свой язык. Это же позорище. Я был во многих странах. Сам знаю множество языков. В тех же странах Европы все говорят только на своем языке. Но при этом помимо родного говорят еще на других языках. Вот куда надо расти.

Экс-депутат Феликс Кулов в свою очередь сослался на нормы Конституции.

- У нас есть государственный и официальный языки, - напомнил Феликс Шаршенбаевич. - Пускай, сначала изменят Конституцию, и потом уже можно предлагать такие акции. Например, я в магазинах говорю на том языке, на котором ко мне обращаются. Если пошла такая акция, то тогда надо пойти еще дальше. К примеру, на многих товарах надписи на русском языке. Исходя из этого, надо перевести все надписи на кыргызский язык. Кроме этого, надо всех продавцов повыгонять. Мне кажется, это простой популизм, при всем моем уважении к такому движению. Можно сказать: мимо цели бьет. Это не тот инструмент, который поможет развивать наш язык. Также я хотел бы акцентировать внимание общественности на развитии терминологии на государственном языке. Ведь даже Конституцию у нас неправильно перевели. Можно последовать примеру Израиля, где создали терминологическую комиссию. То есть если телевизор будет на кыргызском «сыналгы», то такая комиссия будет следить, чтобы это слово везде использовали правильно.

Между тем, кыргызовед Мелис Мураталиев с пониманием отнесся к идее акына.

- Его позицию тоже можно понять, - отметил Мураталиев. -  Потому что он в силу своего жанра является носителем литературного языка. Поэтому с этой позиции он в какой-то степени прав. Так сказать, крик души. Возможно, это один из способов достучаться до общественности и власть имущих. Ведь данный вопрос очень часто поднимается в том же парламенте. Ситуация плачевная, когда молодые люди не знают своего родного языка.

В то же время Мураталиев полагает, что от развития языка такими кардинальными методами общественность много пользы не получит.

- Конечно, знать родной язык – это свято, - подчеркнул он. - Но в то же время я не думаю, что это нужно насаждать силой. Любовь к языку надо проявлять несколько иным путем. Например, через какие-то творческие, образовательные или воспитательные меры. Да что там говорить, если сами же кыргызы плохо знают свой язык. И здесь возникает закономерный вопрос: По какой причине? Есть несколько мнений на этот счет. Для кого-то время было такое, что не было возможности учить язык. Есть также подрастающее поколение, которое не желает учить свой язык. Опять же вопрос ценностей. К примеру, человек может задаться вопросом: "Куда я пойду со своим языком, лучше буду учить английский". Повторюсь, необходимо развивать качество преподавания, уровень методологии обучения государственному языку.

Фото Жеңишбека Жумакадыра.

Бакыт Стамов
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# Мыркымбай 19.02.2018 19:19
И это говорит заслуженный артист республики?!! Позорище!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Батырхан 19.02.2018 19:56
Цитата:
....Также артист предлагает отказаться от услуг магазинов, в которых говорят на русском языке.
А почему только магазинов? Пусть великий киргизский акын откажется от услуг русскоговорящих врачей, от всех видов ремонтных и других услуг, если там русскоговорящие мастера. Пусть обучает всех своих детей, внуков, правнуков в киргизской школе и чтобы они ни слова не знали по русски и под страхом наказания не произносили ни одного русского слова. На всё это великий акын имеет полное право. А вот публично призывать к таким вещам всё население - это уже повод для ГКНБ заняться его личностью на предмет разжигания им межнациональной розни.
Честно говоря, я до сего времени знать не знал, что на свете существует такой великий акын. И подозреваю, что и среди киргизскоговорящего населения абсолютное большинство понятия не имеет, кто это такой и никогда ни его, ни про него ничего не слышали. Пропиариться решил товарищ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Жума 19.02.2018 20:24
Этот позорник Жумакадыров в своем обращеннии сам использует русские слова -" автобус " и " маршрутка " :lol: :lol: :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Умный 19.02.2018 20:26
А его не смущает, что слова маршрутка и автобус в его посте - это нифига не кыргызские слова? :D В таком случае он не должен общаться сам с собой, ведь он говорит по-русски и не знает кыргызского перевода этих слов, если они вообще существуют))
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Самара 19.02.2018 20:28
Отвратительно и мерзко! Заслуженный человек не имеет права именно так ставить вопрос. Я лично даже понятия не имею кто это такой,но теперь после этого скандала буду знать какой он МРАК и ОТСТАЛОСТЬ!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Тони 19.02.2018 21:59
Дурачок! Люди говорят на 5-ти языках мира. Английский, турецкий, французский, немецкий....Этот козел знает только кыргызский. А еще что-то вякает там.. Без мозгов человек! Узколобый чоловек....
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Ганг 19.02.2018 22:49
Ну как еще может человек неизвестный в большом кругу прославиться или как то обратить внимание на свою незначимую особу. Это сейчас популярно. Поднимать свое эго в сми.никто видно его не слушает. Вот решил прославится через инет.видите сколько внимания ему уже уделили? Убогий человек всегда ищет виноватых в своей жалкой и никчемной жизни.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Прохожий 19.02.2018 22:59
Согласен с ним, что в первую очередь нужно говорить на кыргызском-это главный приоритет. Вот посмотрите узбекистан, казахстан и таджикистан, все ок и никто не возмущается. В отношении русского - это как официальный при невладении кыргызским, но не так что в начале официальный и потом кыргызский, а кулов - никогда не был кыргызом и патриотом, обычный бюрократ-манкурт, его мнение копейка!!! Иди воруй дальше со своей женой деньги ТСЖ, очень хорошо у вас получается.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Frunze-Hunter 20.02.2018 00:08
Не от большого ума поднимают тему языка ! Это что депутаты,что чиновники как будто других проблем нет !? Действительно узколобость ,а тем более воспользовавшись своей возможностью быть публичным человеком .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Абды Рашид 20.02.2018 00:28
.....автобус....маршрутка...... эй узколобый сначалв сам знай язык потом акцию делай.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Айша 20.02.2018 00:36
Келесого.Өзүң кыргызча даана сүйлөчү.Заслуженный деген орус тили да.Кыргыздарда качан эле артист же дагы башка сөздөр бар эле.Анда помидор ,картошке,чеснок автобус,поезд -самолет,газ,бензин деги койчу баардыгын кыргызча которуп берчи.Тезек.көң деген эле сөздөр калат экен.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Guest 20.02.2018 02:13
Акынбай ушунчалык тар дуйносу менен ал наамды кандай алды экен? [упс, чуть не ругнулся]а тил билсен ошончо дил билесин деген, адамдарды акцияга чакырып бузуп- жарбай, ынтымака, достука угуттосо болмок.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Виктор 20.02.2018 02:17
Да уж все хотят независимости от русского языка .если примут такой закон у кого попрошайничать будете? Россия врядли вам потом что выделит.очень не дальновидный народ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Ырыс 20.02.2018 06:22
Представим на минуту прошлое России, когда многие русские говорили на французком, если ты говорил на русском, то это считалось отсталостью, теперь представим, что все в России и сейчас говорят на французском, т.е. в магазине, в транспорте, на товарах написано на французском, т.е. везде. Как бы вы, Россияне посмотрели на эту ситуацию, только ,пожалуйста, не надо шовинизм развивать, просто представьте эту ситуацию у нас. Мы не в коем случае не говорим, что русский язык или русские это плохо, мы говорим, что в Кыргызстане должен быть Кыргызский язык, и каждый наш соотечественник должен знать кыргызский язык, это уважение к той земле, где ты родился и к кыргызам.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Ынтымак 20.02.2018 10:08
какая в конце концов разница на каком языке меня обслуживают в магазине, ведь мы знаем и кыргызский и русский и нам не зазорно отвечать на любом языке,!Вот если ребёнок пишет левой рукой, его же не заставляют писать только правой, и пусть пишет такой какой удобно, и нас не надо "уважаемому" заслуженному артисту поучать на каком языке разговаривать ! у нас свободная страна и языков у нас много и национальностей много!а акын так говорит потому что не "далёкий" и знает только один язык.А его призыв считаю очередной провокацией и разжиганием межнациональной розни, с ним нужно разбираться ГКНБ,
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Кыке 20.02.2018 10:41
Цитирую Айша:
Келесого.Өзүң кыргызча даана сүйлөчү.Заслуженный деген орус тили да.Кыргыздарда качан эле артист же дагы башка сөздөр бар эле.Анда помидор ,картошке,чеснок автобус,поезд -самолет,газ,бензин деги койчу баардыгын кыргызча которуп берчи.Тезек.көң деген эле сөздөр калат экен.

Чеснок-сарымсак, самолет-учак, картошка-картөшкө, помидор-кызанак,,
Газ, Бензин, Автобус, булар орусча эмес!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Иван 20.02.2018 11:21
Беспокоит то,что всё чаще и чаще слышно в СМИ высказывания подобных людей на тему затрагивающую национальность,язык. Когда читаешь такое,невольно в голову приходит мысль что надо уезжать отсюда.Родился здесь,учился.Родители здесь всю жизнь жили.Платишь налоги,даешь рабочие места другим.Мало того что страна по сути не развивается,коррупция и родственность в каждом месте,так еще и такие ограниченные люди будоражат общество.не могу понять-чем мешают русские и русский язык?никто не заставляет на нём говорить.сейчас практически везде вас обслужат на кыргызском языке.и очень многие русские вполне понимают кыргызский язык!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# patriot 20.02.2018 12:22
Акын, который назвал себя акыном, проводи свои акции в постели со своей женой .Может ей понравится. Вздохи только на кыргызском
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Кыргыз 20.02.2018 12:35
Цитирую Жума:
Этот позорник Жумакадыров в своем обращеннии сам использует русские слова -" автобус " и " маршрутка " :lol: :lol: :lol:

Если не знали, слова "автобус" и "маршрут" не русские слова, а немецкие ("Autobus" и "Marschroute")
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# гость 20.02.2018 13:06
Цитирую Кыргыз:
Цитирую Жума:
Этот позорник Жумакадыров в своем обращеннии сам использует русские слова -" автобус " и " маршрутка " :lol: :lol: :lol:

Если не знали, слова "автобус" и "маршрут" не русские слова, а немецкие ("Autobus" и "Marschroute")

Ведь разговор идет о кыргызском языке, чтобы говорили только на кыргызском, ни русские, ни немецкие, ни английские, ни французские, ни китайские слова НЕЛЬЗЯ даже произносить, человеку не знающего кыргызского языка в магазине, где говорят только на госязыке хлеба не продадут. Поэтому надо переводить абсолютно все слова на кыргызский язык, даже такие слова как "Autobus" и "Marschroute". Турки же говорят на автомашину араба (araba).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Guest 20.02.2018 13:17
Цитирую Ырыс:
Представим на минуту прошлое России, когда многие русские говорили на французком, если ты говорил на русском, то это считалось отсталостью, теперь представим, что все в России и сейчас говорят на французском, т.е. в магазине, в транспорте, на товарах написано на французском, т.е. везде. Как бы вы, Россияне посмотрели на эту ситуацию, только ,пожалуйста, не надо шовинизм развивать, просто представьте эту ситуацию у нас. Мы не в коем случае не говорим, что русский язык или русские это плохо, мы говорим, что в Кыргызстане должен быть Кыргызский язык, и каждый наш соотечественник должен знать кыргызский язык, это уважение к той земле, где ты родился и к кыргызам.

Я родился во Фрунзе, киргизов рядом почти не было. Мои предки жили здесь давно, киргизы также живут здесь недавно, их корни как сказал Атамбаев на Алтае. Язык моих предков, живущих на этой земле я знаю. Но есть нацисты, типа этого актера, кто ненавидит людей других нациогальностей и их язык и призывает к межнациональной розни, а такие как ты его поддерживают.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Мася 20.02.2018 14:27
русскому тут не место...в рязане или воронеже другое дело
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Нуке 20.02.2018 15:20
Цитирую Виктор:
Да уж все хотят независимости от русского языка .если примут такой закон у кого попрошайничать будете? Россия врядли вам потом что выделит.очень не дальновидный народ.

ты на всех не говори так
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Нуке 20.02.2018 15:24
и вообще мне кажется неправильно, когда в русском общении говорим кыргызы, не говорим же русскийдин баласы или инглышский бокс и т.д., когда по-русски по-моему правильно будет киргизы
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Сакен 20.02.2018 16:35
Господа-товарищи почему молчат наши органы ? Где позиция министерства культуры ?
Предлагаю направить официальный запрос о лишении этого гражданина всех званий за призывы к языковой дискриминации и распространение межнациональной розни. Если будем и дальше заигрывать и миндальничать с этими деятелями то поставим под угрозу стабильность нашего государства.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Guest 20.02.2018 18:54
Цитирую Мыркымбай:
И это говорит заслуженный артист республики?!! Позорище!!!

Ты мыркымбай чего вдруг потошнила тебя?? Не хочешь говорить пшел отсюда.хорош мырк
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Турист 20.02.2018 21:47
А как быть мне туристу?
Я тогда больше не приеду))
И никому не посоветую!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Guest 20.02.2018 22:11
Цитирую Кыке:
Цитирую Айша:
Келесого.Өзүң кыргызча даана сүйлөчү.Заслуженный деген орус тили да.Кыргыздарда качан эле артист же дагы башка сөздөр бар эле.Анда помидор ,картошке,чеснок автобус,поезд -самолет,газ,бензин деги койчу баардыгын кыргызча которуп берчи.Тезек.көң деген эле сөздөр калат экен.

Чеснок-сарымсак, самолет-учак, картошка-картөшкө, помидор-кызанак,,
Газ, Бензин, Автобус, булар орусча эмес!

Азаматсын
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# ноор 21.02.2018 14:09
Цитирую Жума:
Этот позорник Жумакадыров в своем обращеннии сам использует русские слова -" автобус " и " маршрутка " :lol: :lol: :lol:

Ты сам позорник далбан
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# ноор 21.02.2018 14:12
[quote name="patriot"]Акын, который назвал себя акыном, проводи свои акции в постели со своей женой .Может ей понравится. Вздохи только на кыргызском[/quote ]E dalban kajdy' chelovek doljen razgogorivat na kyrgyzskom. A saga okshogon tupoilor oruscha suylop juro bersin
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Анна 21.02.2018 17:53
Цитирую Ырыс:
Представим на минуту прошлое России, когда многие русские говорили на французком, если ты говорил на русском, то это считалось отсталостью, теперь представим, что все в России и сейчас говорят на французском, т.е. в магазине, в транспорте, на товарах написано на французском, т.е. везде. Как бы вы, Россияне посмотрели на эту ситуацию, только ,пожалуйста, не надо шовинизм развивать, просто представьте эту ситуацию у нас. Мы не в коем случае не говорим, что русский язык или русские это плохо, мы говорим, что в Кыргызстане должен быть Кыргызский язык, и каждый наш соотечественник должен знать кыргызский язык, это уважение к той земле, где ты родился и к кыргызам.

Русские сами построили свою страну, кровью и потом, бесконечными войнами и страданиями русского народа , а французы несмотря на нашествие Наполеона хорошо это знали и понимали. Киргизскую ССР создали русские , дороги , мосты , образование , медицину и энергетику , все было создано при непосредственном и прямом участие русских, даже письменность и то была дана киргизскому народу после 1917 года и большевиками были не какие нибудь инопланетяне , а русские в своем большинстве. Мы строили государство СССР , всеобщего равенства и благоденствия. А какое государство призывает построить акын-импровизатор ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Эмгекчил 22.02.2018 23:32
Цитирую Guest:
Цитирую Кыке:
Цитирую Айша:
Келесого.Өзүң кыргызча даана сүйлөчү.Заслуженный деген орус тили да.Кыргыздарда качан эле артист же дагы башка сөздөр бар эле.Анда помидор ,картошке,чеснок автобус,поезд -самолет,газ,бензин деги койчу баардыгын кыргызча которуп берчи.Тезек.көң деген эле сөздөр калат экен.

Чеснок-сарымсак, самолет-учак, картошка-картөшкө, помидор-кызанак,,
Газ, Бензин, Автобус, булар орусча эмес!

Азаматсын

Орус тилге тийишип эмне кыласыңар?Кытайлыктар каптап жатат,баспасаң чуркайсың дейт .Орус тилден "качып", кытайдын тилинде үйрөнүп,ошолорго кул болуп жүрбөйлү.Этиятап сүйлөсөңөр боло.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Эмгекчил 22.02.2018 23:34
Цитирую Мася:
русскому тут не место...в рязане или воронеже другое дело

Знаешь,что в огонь масла не подливай.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Эмгекчил 22.02.2018 23:40
Давайте мы тоже запустим акцию,против народгого артиста: напишем в ГКНБ,Минкультуры,Президенту.Это ,я,считаю расжигание.Орустар бул артистер эмне жамандык кылды? Башыңды ичейин,кадырыңа ч- н болуп жатат го.Биздин [упс, чуть не ругнулся]а балдар,кыздар иштеп,бизге жан сакта туруп жатат.Арьист эмес эле тантык тура,элди кайра артка сүйрөп,маңкурт кылганы жатабы?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Рахатбек 23.02.2018 01:40
Русский язык беднее кыргызского языка.40 процентов слов русского языка это тюркизмы.30 процентов греческие слова.10 процентов латинские.И только 20 процентов слов имеют славянское происхождение.Мы же не страна колония или оккупированная территория.Никакой межнациональной розни нету.Призыв говорить кыргызам в своей стране на кыргызском это не межнациональная рознь.Русский надо обязательно знать в России.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Guest 23.02.2018 07:45
Цитирую Прохожий:
Согласен с ним, что в первую очередь нужно говорить на кыргызском-это главный приоритет. Вот посмотрите узбекистан, казахстан и таджикистан, все ок и никто не возмущается. В отношении русского - это как официальный при невладении кыргызским, но не так что в начале официальный и потом кыргызский, а кулов - никогда не был кыргызом и патриотом, обычный бюрократ-манкурт, его мнение копейка!!! Иди воруй дальше со своей женой деньги ТСЖ, очень хорошо у вас получается.

Вот только не надо приводить в пример Узбекистан и Таджикистан.В Узбекистане сейчас такими людьми занимается ГКНБ за разжигание межнациональной розни.В первые классы с русским языком обучения приводят детей ,ни слова не говорящих по-русски и уговаривают научить хотя бы разговаривать.В Таджикистане существует целая программа по обучению русскому языку,посредством привлечения русских педагогов с России.Это следствие такой политики,которую пропагандирует некий Жумакадыров.Нельзя мыслить так узко.Некоторые приводят в пример Англию,Францию и т д .Так там на родном языке говорили тысячелетия!А здесь исторически сложилось по-другому!Потом,обеспечьте молодежь работой,чтобы тысячами не уезжали в ту же Россию!Я ни в коем случае,не против изучения государственного языка,люди должны владеть им.Но не таким радикальным,узколобым способом!Нужно время и необходимая методика,единые правила правописания и единое понимание значения слов.И потом,никто не отменял официальный язык!Призыв Жумакадырова- прямое нарушение прав граждан Кыргызской Республики.Давайте все с сегодняшнего дня говорить только на кыргызском!Везде!И не только в магазинах!В школах,больницах,в международных компаниях и т д.С друзьями,в смешанных семьях!Абсурд!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# medet 26.02.2018 16:04
Мен колдоймун сени акын. Биз акырын кыргыз тилине отушубуз керек десек, эч качан оюбуз ишке ашпайт. Ушундай кескин чаралар керек.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх