Пятница, 18 Авг. 2017
contact Контакты: 0(312) 68-03-54, 0(559) 40-99-04   E-mail E-mail: vesti@vesti.kg

Политика

Общество

Геология

  • 15.08.17 14:52   Будущее «Джеруя» под вопросом?

    Будущее «Джеруя» под вопросом? Эксперт лишь пояснил, кто понесет ответственность за проволочку, и насколько законна «перепродажа» месторождения


Аналитика

Экономика

Происшествия

11.08.17 11:35

Правительство КР & отечественные производители – кто кого?

Стать легальным экспортером на рынок ЕАЭС, в чем убедилась редакция «Вести.Kg», практически невозможно. Шансы только у крупных поставщиков. Продолжаем плодить коррупционные схемы и вызывать недовольство граждан?

В скором времени в Кыргызстане в полную силу вступят техрегламенты ЕАЭС. Однако еще до их «активации» отечественные предприниматели всерьез заговорили о трудностях получения документов для вывоза товара на рынки ЕАЭС. Причиной была названа излишняя бюрократичность и слабая информированность. Уточнив, что проще сделать это нелегально, чем пройти  процедуру законно.

Их слова негласно подтверждает и официальная информация Россельхознадзора, опубликованная на сайте ведомства.  По их данным, только за первую неделю августа в Новосибирскую область из Кыргызстана задержано и возвращено около 20 тонн фруктов. А за последние недели июля в той же области было запрещено к провозу 600 тонн фруктов и овощей из нашей республики и Казахстана.  Причиной возврата ведомство называет: отсутствие маркировки на упаковках, содержащей информацию о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и/или реэкспортере или недействительный фитосанитарный сертификат.  Столь серьезные масштабы упущений отечественных экспортеров отмечены только по одному региону, а в масштабе РФ их тысячи.

В связи с этим редакция «Вести.kg» решила выяснить, какие справки необходимо собрать, чтобы заслужить звание «законного экспортера» и не понести убытки после изъятия товара. Насколько легко это сделать фермеру из региона?  И соответствуют ли жалобы производителей реальному положению дел?

Как выяснилось, упреки в адрес этой процедуры от отечественных производителей оказались вовсе не беспочвенными.  «Мытарства» начались еще на стадии получения информации. Так как даже выяснить весь перечень необходимой документации оказалось проблематично. Ведомства попросту перекидывали нас с одного специалиста на другого. При этом получить сертификаты на вывоз животноводческой продукции гораздо тяжелее, чем, например, на экспорт растительной продукции. Конечно, это оправдывает наличие ветконтроля на нашей границе с РК, но уж точно не саму процедуру выдачи.

Еще один важный нюанс - разобраться во всех тонкостях законодательных актов и нормативных документов, в изобилии размещенных на сайтах ведомств, без соответствующих знаний по экономике и юриспруденции практически невозможно. А, значит, ожидать, что рядовой аграрий окажется в тупиковой ситуации можно со сто процентной гарантией.

Однако это было лишь начало… Как выяснилось, все справки нужно получать в различных инстанциях. А это предусматривает не только дорожные расходы. Ведь, например, аграрию из Нарына или Таласа потребуется либо потратиться на гостиницу, либо приезжать в столицу несколько раз и выстаивать немалые очереди. То есть, потерять помимо денег, еще и драгоценное время.

К тому же, фермер-растениевод должен предъявить одни документы, а животновод – совершенно иные.  Но объяснить и сориентировать по этим немаловажным пункт более-менее доступно нас смогли только в Минэкономе.  В первых двух – Минсельхозе и Госветинспекции нам, вообще, указали ненужную для экспорта в ЕАЭС справку, которая требуется лишь для вывоза товара в третьи страны.  Однако, и Минсельхоз и Гостветинспекция этого нюанса нам почему-то не указали заранее. А, значит, аграрий потратил бы не только время, но, опять же, и деньги на получение совершенно бесполезного документа.

Но вернемся к самому процессу. И попробуем вначале собрать документацию для вывоза в Россию, например, картофеля или лука, то есть растениеводческой продукции.

Для этого мы, естественно, обратились к «помощнику» всех фермеров – Минсельхозу. Он, в свою очередь, перенаправил нас в Департамент карантина растений. Здесь надо было получить фитосанитарный сертификат. Но для этого сперва надо сдать картошку на анализ в их лабораторию. После того, как ее проверят на заболевания, решат – давать сертификат, или нет. Если же подозрения на болезнь все же есть, назначат процедуру по обеззараживанию. Получив этот документ отправляемся в Торгово-промышленную палату, взять сертификат происхождения продукции (как позже было уточнено, как раз эта справка нужна только для вывоза в третьи страны, а в рамках экономического союза можно обойтись и без нее). После приобретения этих двух документов, агрария посылают в Госстандарт, где предоставляют декларацию по соответствию качеству товара на просторах ЕАЭС. Вроде бы все?

Ан нет!…. Даже при наличие оных, у него ничего не получится, если отсутствует подписанный договор с заказчиком из РФ. Без этой бумажки какого бы идеального качества ни был твой картофель, товар не увезешь.  Правда, где и как простой дехканин из региона будет налаживать двусторонние экономические контакты, вопрос больше риторический. Либо ему надо ехать перед этим в РФ, либо искать какие-то пути соприкосновения удаленно. И все это время собранный товар будет лежать и портиться. Особенно это актуально для фруктов и ягод, чей срок хранения гораздо меньше, чем у овощей.

Позже, как пояснили нам в Минэкономе, ехать в столицу может и не придется. Ведь, оказывается, в каждой области есть свои представители на местах. Правда, оговорились, что специалистов там по факту может не оказаться. Более того, огромная вероятность, что они могут и не «захотеть» тратить время на объяснение всех этих тонкостей.

Правда, во всей этой череде негатива оказалась и одна приятная новость – вести товар в столицу, оказывается, не надо. Если он находится, например, в Чуйской или Нарынской области, то по нормам должностное лицо Минсельхоза должно выехать на место, провести осмотр фуры и картофеля, и выписать справку. Но будет ли это требование работать в реальности, утверждать сложно.

На этом хорошие новости заканчиваются, и начинаются очевидные недоработки властей -  никто не информирует экспортера, что автомашина, на которой он думает вывозить продукцию, должна быть вымыта внутри, иначе товар просто не пропустят на границе! Плюс еще он, этот товар, должен быть промаркирован и правильно упакован. А узнать об этом фермер из Нарына должен… в Интернете, на сайте ЕЭК, ознакомившись с техрегламентами ЕАЭС! 

Правда, никто не уточнил, что во многих высокогорных областях с этим «благом цивилизации» могут возникнуть проблемы, а разобраться в нескольких десятках сложных техрегламентов трудно, как мы уже писали ранее, даже при наличии определенных экономических знаний. Поэтому неудивительно, что продукция в итоге будет запрещена к ввозу. И это в государстве, которое делает ставку на экспорт!

Следующим шагом стала попытка получить документацию на отправку мясной и животноводческой продукции. Здесь пояснили, что раз существует запрет на границе с Казахстаном, к вывозу может быть допущена лишь переработанная мясная продукция, например, колбасы или молочная продукция. Поэтому, чтобы вывозить эту категорию товаров в ЕАЭС, необходимо занести предприятие в реестр. А для этого надо пройти процедуру инспектирования Госветинспекцией. И если продукция не вызывает сомнений, ведомство отправляет одобрительное письмо в РФ, подтверждающее безопасность товара под гарантию правительства или госорганов.

Если же, например, российские заказчики относят продукцию к представляющей высокий риск, то они направляют свою комиссию для совместного инспектирования. При выдачи положительного заключения предприятие входит в реестр, если нет – производитель исправляет свои ошибки и повторяет всю процедуру заново.  Далее необходимо оформить ветсертификат в той области, где зарегистрировано производство. После чего еще получить сертификат соответствия. А его уже выдают при наличие первых двух справок в лаборатории или сертификационном центре. И если эти мероприятия увенчались успехом, производитель может смело направится в Центральный аппарат Госветинспекции, где ему сделают уведомление в электронном формате по российской системе «Меркурий», что «такой-то» товар направляется в РФ. При этом, если ветсертификат от госветврача производитель получает сроком на 1-2 года, то декларацию соответствия за 3-4 дня до отправки груза.

Надо признать, что такая система рассчитана исключительно на крупные компании. Мелким маслобойням или колбасным цехам эта процедура не только будет затратна по времени, но и недоступна по средствам. Однако техрегламенты ЕАЭС одинаково предъявляются ко всем производителям этого сектора.

Итак, подведем итоги.

Первое - даже при наличие необходимых связей и доступа к информации получить оную оказалось делом крайне проблематичным. Например, у простого гражданина или предпринимателя нет возможности обзванивать специалистов профильных ведомств и госорганов. При этом, даже в курирующих экспорт министерствах и службах полученные данные разнились. А, значит, весьма сомнительно, что они бы дали положенную информацию на уровне простого обращения.
При этом, как удалось выяснить, канал для получения всех необходимых указаний существует. Как прокомментировали в Минэкономе, нужно лишь обратится по телефону (0312) 1220 - Call центр, выполняющий функцию «Единого окна» по разъяснению необходимой документации. Не более… Любопытно, что об этом колл-центре практически никто не знает…

Второе – разбросанность ведомств и бюрократия. Ведь, «достучаться» до специалиста на местах может и не получится. Следовательно, фермеру придется тратится на поездку в столицу или, в лучшем случае, в областной центр. Потрачено время будет и в очередях, так как узость и малочисленность подобных организаций, в любом случае, будет способствовать этому явлению.

Третье – затратность. Получение определенных документов под силу лишь крупным компания. Мелкие либо будут работать временно на внутренний рынок, либо закроются, либо уйдут в тень. Значит, рынок ЕАЭС будет доступен не для всех производителей Кыргызстана.

Четвертое – даже предоставленная информация является неполной. Некоторые важные нормативно-правовые акты отечественному аграрию придется изучать самостоятельно. А с учетом сложности понимания этих документов без специальной подготовки, шансы на ошибку возрастают в разы.

Конечно, интегрируясь в экономический союз, правительство осознавало, что берет на себя обязательства по обеспечению всех норм и техрегламентов, действующих на всей территория объединения.

Однако, вопрос недоработок и чрезмерной сложности всей процедуры, как говорится, на лицо. Что собственно и проверила на себе редакция «Вести.kg». А, значит, те убытки, которые в итоге понесет отечественный аграрий, лежат не на нем, а именно на правительстве и его госструктурах, которые за два года могли лишь только обнадеживать, но так и не удосужились подготовить простую и внятную простым гражданам схему получения документации и процедуру их выдачи.

При этом нынешняя система – благодатная почва для различных коррупционных и «серых» схем. Ведь, уставшие и измотанные предприниматели будут явно готовы выложить свои кровные, чтобы только разрешить и упростить хоть часть этих мероприятий. Поэтому, неудивительно, что продукцию по-прежнему будут возвращать тоннами, а фермеры чувствовать себя обманутыми своим же государством…

Виктория Предигер
Фото www



Постоянный адрес материала:
http://www.vesti.kg/index.php?option=com_k2&view=item&id=47381&Itemid=125

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста с ней мышкой и нажмите 'Ctrl + Enter'.
Все комментарии с ненормативной лексикой и оскорблениями будут удалены.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

В центре внимания







Курс валют
Архив: < >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс