Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Разруха на «Жыргалане»: наследие Садыра Жапарова (ВИДЕО)

Бедность и долги – вот что оставил опальный политик на предприятии после своего ухода

Громкое возвращение бывшего депутата Садыра Жапарова вызвало всплеск активности и надежд у группы его сторонников. Группа оказалась весьма небольшой. Но в своих попытках выставить беглого оппозиционера борцом за справедливость, родственники Жапарова слишком далеко отклоняются от истины. Пример тому - ныне забытая история с угольной шахтой «Жыргалан».

По приглашению местных жителей «Вести.kg» ознакомились с ситуацией и выслушали тех, кто видел развитие и процветание горнодобывающего предприятия, а затем его упадок. Шахтеры поведали о том, что происходило на шахте после перехода в руки политика, и что там происходит сегодня.



Эмиль Батырканов, шахтер: Зарплату снизили до 10 тыс. сомов, и это шахтеров не устроило. Это же колхозная зарплата, у подземщиков должна быть выше. Да и то – то есть, то нету ее.

Шахту «Жыргалан» запустили в конце 50-х годов прошлого века. После распада Советского союза предприятие преобразовали в акционерное общество и частично приватизировали.

В июле 2007 года владельцем шахты стал Садыр Жапаров, тогда еще депутат парламента. Вернее, в бумагах формально указали брата парламентария, Сабыра Жапарова. Но, по словам местных жителей, именно Садыр Нургожоевич, как хозяин, приезжал в рабочий поселок в День шахтера 27 августа 2007 года.

Тендер проходил быстро. И достаточно прозрачно: уже через несколько часов после начала победителем и обладателем 71% акций назвали Жапарова. Причем достались они ему по дешевке: предполагаемая стоимость - 18 млн сомов – неожиданно сократилась на треть, составив лишь 12 млн сомов.  

Заполучив шахту, Садыр Жапаров пригласил на предприятие китайских инвесторов. И все бы ничего, но вместе с новой техникой там оказались и китайские гастарбайтеры, фактически лишившие местных жителей рабочих мест. Кыргызские шахтеры в лучшем случае были «на подхвате» у приезжих специалистов. Причем зарплаты у иностранцев оказались в 3-4 раза выше.

Касеин Калкамбаев, пенсионер: Зарплата у нас мизерная, даже не знаю, кто может жить на такую зарплату.

В сентябре 2012 года на предприятии случился пожар, после чего вся работа на нем окончательно остановилась. Шахту затопило водой. Многие из жыргаланцев добровольно откачивали воду посменно.

Касеин Калкамбаев, пенсионер: Причина пожара – неправильная разработка. После этого китайцы оттуда ушли, и с тех пор шахта работает не в полную силу, а так, еле-еле.

А Садыр Жапаров тем временем успел провести митинг за национализацию золоторудного месторождения Кумтор. Последствием выступления 3 октября 2012 года в Бишкеке стал арест депутата и его коллег Камчыбека Ташиева и Таланта Мамытова по обвинению в попытке захватить власть.

После освобождения неспокойный парламентарий организовал в Караколе другой митинг. 7 октября 2013 года участники акции протеста удерживали в машине сестренки Жапарова полпреда правительства в Иссык-Кульской области Эмильбека Каптагаева. Вскоре после подавления беспорядков Садыр Жапаров покинул Кыргызстан.

По словам бывшего шахтера, а ныне пенсионера Касеина Калкамбаева, сегодня шахтерский поселок вымирает. Несмотря на появление нового управленца, Нурбека Шалтакова, низкие зарплаты и отсутствие инфраструктуры вынуждают молодых людей уезжать в город. На предприятии остаются только те немногие, которые все еще надеются на реабилитацию многолетнего места работы.

Кроме того, неясно, как завод будет выплачивать долг за электроэнергию. Сегодня он составляет более 24 млн сомов. «Востокэлектро» собирается отключить подачу электричества, что в итоге опять ударит по простым людям.

Касеин Калкамбаев, пенсионер: Зарплата мизерная, условия тяжелые у нас. С октября по май в поселке Жыргалан лежит снег. Молодежь уезжает на заработки в Россию и Казахстан, остаются только учителя, ФАП и пенсионеры.

В Советское время шахта «Жыргалан» выдавала по 80-100 тыс. тонн угля в год. И сегодня ее запасы еще оцениваются в 18 млн тонн угля. Высококачественного угля марки «Д» – то есть ничем не уступающего популярному шебаркульскому. По мнению специалистов, при грамотном управлении шахта могла бы полностью обеспечить углем Иссык-Кульскую область.

Эмиль Батырканов, шахтер: Нам специалиста бы, который знал бы нашу специфику, и работать бы с ним. Специалиста не хватает.

Калкамбаев уверен, что Кыргызстан смог бы обеспечить себя топливом и избавиться от зависимости от казахстанского угля. По его мнению, при поддержке со стороны государства «Жыргалан» снова мог бы стать «золотой жилой» местного значения.

Касеин Калкамбаев, пенсионер: Нам надо свой уголь. Пусть Кара-Кече тоже работает, но и мы можем разрабатывать. Зачем у Казахстана покупать, если у нас свой есть? Зачем деньги в другое государство уходят?

«Шахта получается не то Жапарова, не то государства. Контрольный пакет Жапарова остался там. Они две шахты и завод горного оборудования имеют вместе, как компаньоны. Ходят слухи о том, что Жапаров продал сооружения, штольни и лебедку, все».

Но теперь шахта простаивает по милости неудавшегося владельца, заигравшегося в политические игры. Садыр Жапаров сидит в СИЗО, а шахтеры надеются, что управление возьмет в свои руки человек, который сможет возродить добычу угля в прежнем объеме и дать людям работу.

Ольга Федорчук
Фото Ольга Федорчук

Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# калыбек 16.06.2017 15:06
вот точно и кумтор в такое же предприятие превратил бы после своей национализации и потом прихватизации. на иссык-куле Садыр ничего хорошего не сделал посеял раздор между селами впервые люди узнали о разделении по региональному признаку и ощутили это. Посадить и надолго!!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Мира 16.06.2017 21:28
Какой ужас! Только за одно это Садырку надо казнить.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх