Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

«Безопасный город»: дураки, дороги и современные реалии

Или как уникальная инициатива правительства так и осталась на уровне ожиданий общества

Тревожная динамика ежегодно увеличивающегося числа граждан, погибших и получивших увечья на дорогах, вынудила правительство акцентировать свое внимание на мерах, направленных на снижение количества дорожно-транспортных происшествий.

Анализ текущей ситуации в сфере надзора за дорожным движением показывает несоответствие ожиданий общества с возможностями уполномоченных государственных органов, которым делегировано исполнение данных функций. Невозможность в достаточной степени реализовать принцип неотвратимости наказания, ухудшение криминогенной ситуации и неспособность адекватно реагировать на образующиеся риски  все это является причиной снижения доверия к органам внутренних дел со стороны населения.

Основными причинами неудовлетворительной работы милиции в сфере дорожного движения стали такие негативные проявления, как:

- коррупция, нарушения законности и служебной дисциплины;

- грубое, неуважительное обращение к гражданам, несоблюдение этических норм поведения;

- низкий уровень профессионализма;

- волокита, укрывательство, несоблюдение процессуальных норм при расследовании преступлений;

- искажение статистических данных вследствие несовершенной (так называемой «палочной») системы оценки результатов работы органов внутренних дел в ущерб принятию необходимых управленческих решений, основанных на адекватном анализе криминогенной ситуации;

- устаревшие (шаблонные) формы и методы работы, отсутствие инноваций, системные недостатки в кадровой работе, снижение качества профессиональной подготовки и обучения;

- отсутствие прозрачности в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.

В рамках решения данных вопросов, правительством еще в начале 2012 года были разработаны концептуальные решения, направленные на повышение безопасности дорожного движения. Данный документ, в качестве основной из превентивных мер, предусматривал оснащение улично-дорожной сети республики с плотной инфраструктурой специализированными аппаратно-программными решениями, способными в автоматическом (без участия человека) режиме обеспечивать процессы фиксации фактов нарушений Правил дорожного движения.

В том же году состоялся тендер на право реализации проекта Государственно-частного партнерства «Безопасный город», победителем конкурса стала китайская компания «Beijing Construction Engineering Group International Co. LTD», с которой 12 сентября 2012 года МВД заключило соответствующее соглашение. Общая сумма договора составила 85 млн. долларов США. При этом необходимо отметить, что указанная тендерная заявка не была подкреплена технико-экономическим обоснованием.

Однако, несмотря на установленные распоряжением правительства от 18 июня 2012 года № 278 сроки реализации проекта и согласованный график работ, в соответствии с которыми реализация проекта должна начаться в сентябре 2012 года и закончиться в феврале 2014 год, компания «Beijing Construction Engineering Group International Co. LTD», так и не преступила к реализации проекта. Напротив, она обратилась с письмом о необходимости предоставления государственных гарантий, для получения кредитных средств. Вскоре, в связи с невозможностью изыскать необходимые для реализации средства, компания заключила с правительством мировое соглашение.

Осенью 2014 года был объявлен повторный тендер на право реализации проекта. В конце января 2015 года победителем 2-этапного конкурса стал кыргызско-российский консорциум «Стилсофт», все три участника которого входили в одноименную Группу российских компаний. Однако консорциум не смог приступить к исполнению взятых обязательств в связи с тем, что государственный партнер в лице МВД КР отказался подписывать Соглашение о государственно-частном партнерстве. Министерство выдвинуло ряд претензий, касающихся нарушений процедур отбора победителей, якобы имевших место со стороны членов тендерной комиссии и несоответствием консорциума «Стилсофт» предъявляемым требованиям.

Примечательно, что претензии в отношении участников российского консорциума формировались Министерством внутренних дел по мере того, как прежние доводы в пользу отмены результатов конкурса не получали подтверждения.

Весной 2015 года милицейским ведомством были инициированы судебные иски с требованием отменить результаты прошедшего конкурса. Одновременно Министерство внутренних дел заявило о намерении реализовать проект за счет собственных сил. В результате, в феврале 2016 года на территории Чуйской области был запущен в эксплуатацию аппаратно-программных комплекс, фиксирующий факты превышения допустимой скорости на участке автомобильной магистрали, расположенном возле авторынка «Азамат».

Руководство ведомства тогда громко заявило, что данное техническое решение позволит ежесуточно фиксировать порядка тысячи фактов нарушений скоростного режима, что позволит ежемесячно взыскивать не менее 30 миллионов сомов с нарушителей. Предполагалось, что получаемые средства позволят расширять проект в геометрической прогрессии.

Однако данные ожидания не сбылись. Согласно официальным данным, по итогам 12 месяцев эксплуатации данного стационарного радара было зафиксировано 76 тысяч правонарушений, общая сумма наложенных штрафов составила менее 8 миллионов сомов. Между тем, расходы, связанные с приобретением оборудования, его монтажом, операционными и иными расходами оказались значительно выше. В связи с чем вопрос реализации проекта силами милицейского ведомства был снят с повестки дня.

Анализ опыта внедрения аналогичных по характеру и масштабам проектов в зарубежных странах показывает, что данная «инициатива» руководства органов внутренних дел была изначально обречена на поражение. Поскольку вопросы обеспечения безопасности дорожного движения напрямую зависят от системного подхода и комплексного внедрения аппаратно-программных комплексов.

Согласно обобщенной статистике, порядка 85% ДТП на территории Кыргызской Республики совершаются по вине водителей транспортных средств. Основными видами нарушений здесь являются:

- несоответствие скорости движения конкретным условиям;

- превышение допустимой скорости движения;

- нарушение правил приоритета к другим транспортным средствам;

- нарушение правил приоритета к пешеходам;

- выезд на встречную полосу движения;

- несоблюдение дистанции;

- нарушение правил обгона;

- нарушение правил маневрирования;

- остановка (парковка) транспортных средств на запрещенных для этого участках дорог.

Имеет место следующее распределение лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий:

- пешеходы - 36%

- водители 4-колесных транспортных средств - 34%

- пассажиры 4-колесных транспортных средств - 28%

- водители и пассажиры 2(3)-колесных транспортных средств - 2%


При этом, смертность и травматизм по причине нарушения скоростного режима составляет порядка 22% от общего количества ДТП. Необходимо отметить, что почти половина происшествий здесь происходит в границах крупных городов.

В связи с этим, имевшие место намерения МВД сделать основной упор только на установку стационарных радаров (наименее дорогих АПК) на скоростных магистралях республики с целью извлечения как можно большей прибыли за счет большего количества наложенных штрафов, являются ошибочными и вредными. Поскольку зарубежный опыт внедрения средств автоматической фиксации фактов нарушений ПАДД наглядно показал, что действенный результат возможен только при наличии комплексного подхода и системном внедрении технических решений.

Изначально перед проектом государственно-частного партнерства «Безопасный город» были поставлены следующие цели:

- реализация принципа неотвратимости наказания;

- исключение субъективного подхода в процессе фиксации фактов нарушений ПДД;

- устранение «человеческого фактора», имеющего место в ходе непосредственного контакта нарушителя ПДД с инспектором дорожного движения;

- создание предпосылок для более эффективного проведения правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий по фактам преступлений, совершаемым с применением автотранспортных средств;

- повышение качества профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения;

- создание предпосылок для решения задач, связанных с оптимизацией транспортных потоков, оказания существенного и позитивного влияния на политику градостроительства;

- существенное пополнение бюджета республики за счет получаемых доходов.

Планировалось, что в рамках указанных целей средствами фиксации нарушений должны будут охвачены города Бишкек, Ош, Каракол, а также автомобильные магистрали Бишкек-Каракол и Бишкек  международный аэропорт «Манас».

В частности, по городу Бишкек инвестор был обязан охватить аппаратно-программными комплексами 197 перекрестков, а 25 скоростных участков дорог  стационарными радарами. По городу Ош  охватить 36 перекрестков и установить 12 стационарных радаров.

К сожалению, по прошествии двух с лишним лет с момента объявления результатов тендера на право реализации проекта государственно-частного партнерства «Безопасный город» ситуация на дорогах страны остается прежней. Уникальная как по характеру, так и масштабам инициатива правительства так и осталась на уровне ожиданий общества.

Перефразируя известную поговорку можно сказать: «Дураки спотыкаются о свои неудачи, а умные перенимают достижения других». Впрочем, данное высказывание сегодня применимо к большинству сфер деятельности государственной бюрократии.

Эдил Исабаев
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# и дураку понятно 05.06.2017 14:52
сейчас каждый пытается перетянуть одеяло на себя: мвд - сами не могут реализовать и другим не дают, банкрот Телеком вдруг откуда-то выскочил, который не имеет не что опыта, даже понятия, что такое безопасный город, Исаков объявил о таза кооме, который изначально предлагал Алмаз Кадыркулов, когда работал в Телекоме, мэрия еще что-то пытается пару видеокамер поставить, пытаясь выдать их за целую систему аппаратных комплексов по фиксации нарушений ПДД... а суть в чем - чтобы протащить своего подрядчика и в очередной раз набить свои карманы... ничего не изменилось в этой стране((.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх