Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Бельгийское пиво оказалось в списке нематериального наследия ЮНЕСКО

Это, признано, не просто напиток, а часть живого наследия ряда бельгийских общин и играет важную роль в повседневной жизни и праздничных мероприятиях

Как сообщает Reuters со ссылкой на официальное сообщение организации, пиво «является частью живого наследия ряда бельгийских общин, а также играет важную роль в повседневной жизни и праздничных мероприятиях».

В Бельгии насчитывается почти 200 пивоваренных заводов, которые производят около 1500 различных сортов пива. Теперь употребление любого из них, будь то горьковатый ламбик или крепкое траппистское, можно приравнять к культурному опыту.

Помимо пива, к нематериальному культурному наследию Бельгии относится соколиная охота, ловля креветок верхом на лошадях, а также ряд городских шествий, ярмарок и праздников.

Кстати, в список культурного наследия ЮНЕСКО в этом году также вошли кубинская румба и фестиваль Mangal Shobhajatra, который проходит в рамках празднования бенгальского Нового года в Бангладеш.

Напомним, что включение в список накладывает на государство обязательства защищать традицию. ООН создала свой список нематериального культурного наследия в 2008 году для праздников, обычаев, традиций и ремесел, которые передаются от поколения к поколению и формируют чувство национальной идентичности, самобытности и преемственности, приводит информацию Вокругсвета.ру.

Отметим, что Кыргызстан ратифицировал  Конвенцию  об охране нематериального культурного наследия в 2006 году, став одним из первых среди стран Центральной Азии, участником данной Конвенции. Несмотря на экономические и политические проблемы, национальные органы при активном участии носителей НКН, сообществ, НПО прилагают все необходимые усилия для успешной реализации своих обязательств по выполнению Конвенции.

В перечне нематериального культурного наследия Кыргызской Республики значатся следующие категории:

К первой категории  «Устное творчество» относятся: эпос-трилогия «Манас. Семетей. Сейтек»,  «малые» эпосы. Трилогия «Манас. Семетей. Сейтек» является величайшим памятником эпической культуры кыргызского народа, повествующий о подвигах легендарного Манаса, его сына Семетея и внука Сейтека. Эпос является своеобразной энциклопедией, заключающей в себя знания о мире, о вселенной, об истории кыргызов, их обрядах и празднествах, морали, этических и эстетических представлениях, географические, медицинские знания, описания быта и образа жизни. Эпос представляет собой синкретическое исполнение, включающее в себя словесное повествование, речитативное сопровождение без аккомпанирования на музыкальном инструменте, исполнительское, артистическое искусство, сопровождающееся жестикуляцией и мимикой, а также малые фольклорные жанры – песни, пословицы и поговорки, кошоки (плачи).

В устном народном творчестве кыргызов, «малыми» эпосами  называют различные  по тематике эпические песни, называющие так потому, что их объем меньше в сравнении с монументальным эпосом «Манас». По жанровым и сюжетным особенностям «малые» эпосы подразделяются на несколько групп: архаические («Кожожаш», «Эр Тоштюк»),  героические («Курманбек», «Эр Табылды», «Жаныш-Байыш»,  «ЖанылМырза»), социально-бытовые («Кедейкан», «Мендирман»); лирико-романтические («Олжобай и Кишимжан», «Ак Моор», «Саринжи-Бокой»).

Категория «Празднично-обрядовая культура» представлена исполнением обычаев, обрядов, праздников. Обрядность и обычаи связаны с основными вехами жизни человека: с рождением, со сватовством, помолвкой, свадьбой, похоронно-номинальным обрядом.

Обрядовые исполнения во время праздников – «табак тартуу» (подавание гостям мясных блюд), «ооз тийю», «корундук».

Среди праздников есть деление на доисламские праздники (Нооруз, Жер-Суу Тайу) и исламские (Орозо Айт, Курман айт).

Сохранившиеся обычаи  и обряды  кыргызов - это богатый по  своему содержанию этнокультурный комплекс,  где наряду с исламскими традициями обнаруживается пласт доисламских верований и  культов.

Категория «Национальные  игры» представлена следующими разновидностями: детские игры – «разрывные цепи» (Ак Терек – Кок Терек), Чатыраш, Качмай топ,  Так теке;  молодежные игры - Ак Чолмок и др.;  игры с применением альчиков (надкопытные кости, используемые для игр) - Чукоатмай, Ордо, Кан таламай;  конно-спортивные игры и развлечения - конная скачка (Атчабыш), догони девушку (Кызкуумай), козлодрание (Улактартыш или Кок бору; единоборства и состязания - скачки иноходцев (Жоргосалыш), соколиная охота (Буркут (куш) салуу), стрельба из лука в серебрянный слиток (Джамбыатмай), борьба (Куреш), схватка силачей-всадников (Эниш), достать монету с земли на скаку (Тыйынэнмей).

Национальные игры и развлечения, имели, в основном, состязательный характер. Народные игры  способствовали установлению, поддержанию и расширению дружеских связей, развитию находчивости и  быстрой реакции, требовали от участников  чувства ответственности за себя  и за свою команду.

Категория «Народная музыка и исполнительские искусства». Исполнительское искусство представлено творчеством акынов (певцов)-импровизаторов, которые в народе получили название «тёкмё» за виртуозное исполнение мелодий и песен, а также за участие в песенных состязаниях – «айтышах».

Народная музыка и песни отражают пройденный исторический путь кыргызского народа, обычаи и традиции, заветы, уроки, оповещение, приветствия, утраты, кошоки (песни-плачи), айтыши, трудовые,  детские, лирические песни.

Исполнение күү (мелодии)  производится на следующих национальных музыкальных инструментах - комузе, кылкыяке, чоор, темир комузе, жыгач ооз комузе, сурнае и составляет отдельную группу исполнительских искусств, которые не содержат словесной составляющей.

Народные музыкальные инструменты представляют большое разнообразие. Они представлены следующими группами:  духовые – чөгөйнө,  чоор, ышкырык чоор, чопо чоор, тулга чоор, кол  чоор, сурнай, сыбызгы, керней, (разновидность – мүйүз керней, жезнай, чымылдак); ударные - барабаны и бубны -  добулбас (добулбаш), нагыра, чилдирман; кабак, кылдуу чертме комуз; смычковые – кыл кыяк (кыяк, наама), язычковые – темир комуз (ооз комуз) и его разновидность – жыгач ооз комуз; дирилдек, шылдырак, аса-таяк, конгуроо, зуулдак,  ышкырык.

Категория «Традиционные знания» в значительной степени связана с доисламскими верованиями кыргызского народа - культом предков, культа «Жер-Суу», «Тенир-Ата», «Умай-Эне», природы, поклонения животным, святым местам (мазарам),  шаманизмом, празднованием Нооруза (очищение  помещения арчой - аластоо), традиционными знаниями по медицине, лекарственным травам, способам хозяйства.

Категория «Национальные орнаменты» это своеобразное весьма самобытное явление в кочевой культуре кыргызов. Происхождение орнамента древнее, (восходит к первым векам нашей эры). Поначалу имел магическое значение, защищая от злых духов. Бытовал практически во всех предметах: убранстве дома, кухонной утвари, одежде, конском снаряжении.

Категория «Знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами (техники и технологии)». Народное творчество, связанное с традиционными ремеслами представляет собой базовые ценности нации и культуры кыргызского народа. Оно представлено изделиями из войлока, чия, кожи, дерева и др. Это такие образцы, как туш-кийизы, ширдаки, ала-кийизы, одежда, украшения, конское снаряжение, седла, музыкальные инструменты. Технологии изготовления сохранились и распространяются по всей территории страны, однако в ходе полевых исследований были выявлены региональные различия.

Андрей Ким
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# Нурик 02.12.2016 13:29
В ответ на бельгийское пиво мы должна предложить насвай ,бозо и чуйскую коноплю в качестве нематериального наследия закрепленного за Кыргызстаном. Уверен Казахстан будет возражать утверждая что такой мировой бренд как Чуйская конопля и это их наследие. Но мы должны настоять на своем ,заявляя что вас тут не стояло.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх