Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Становления Русской Православной церкви в Туркестане: принцип невмешательства

Основополагающим принципом церкви всегда было стремление к установлению добрососедских отношений с мусульманами, - историк

В этом году исполняется 145 лет со дня образования Среднеазиатской епархии с центром в Ташкенте. В честь этой знаменательной даты историк и преподаватель Духовной семинарии Юрий Флыгин выступил с докладом «Принцип веротерпимости в утверждении российской гражданственности в Туркестане» на Международных научно-богословских Свято-Антониевских чтениях.

- Интеграция Средней Азии в Российскую империю была сложным процессом, включавшим в себя как завоевание, так и добровольное присоединение. Эта тема вошла в топ списка научно-исторических дискурсов по историографии Центральной Азии. Надо отметить, что освещение темы страдает тенденциозностью и измышлениями, - признался историк.

Он заметил, что стандартные обвинения Русской православной церкви в проводимой политике христианизации среди местного населения, как правило, не имеют под собой фактологической доказательной базы. Напротив, Флыгин утверждает, что стремление русского духовенства сосуществовать с туркестанскими мусульманами сыграло большую роль в установлении добрососедских отношений между переселенцами и местным населением.

- Востоковед и исламовед Василий Бартольд писал, что политика российских властей по христианизации проводилась без насильственных мер. В ней использовалось преимущественно привлечение людей при помощи экономических льгот, - рассказал он.

Историк напомнил, что доказательством того, что главная составляющая российской жизни - веротерпимость, является тот факт, что на территории страны никогда не было религиозных войн. Он заявил это с пояснением, что все межнациональные конфликты имели, как правило, экономическую или политическую природу.

- Это был период глобального объединения с Центральной Азией, и без учета национального фактора не вышло бы построить отношения. Я цитирую статью закона Российской империи: «Свобода веры присвояется не только христианам, в том числе и европейского толкования, но и евреям, магометанам, и язычникам». Это способствовало успешной интеграции, - пояснил Флыгин.

В качестве доказательства историк рассказал о принципе «игнорирования ислама», сформулированном первым генерал-губернатором Туркестанской области Константином Кауфманом. Флыгин отметил, что это название не отражает истинной сути, заложенной в принцип его автором: невмешательства в дела веры и равного отношения к представителям любых конфессий.

- Позиция Кауфмана соответствует нынешнему положению об отделении религии от государства. Она исключала какое-либо вмешательство властей в дела религии, и наоборот: не позволяла исламскому духовенству заниматься делами госуправления, - растолковал преподаватель.

Не менее важной была вторая часть политики первого генерал-губернатора: запрет на миссионерство. Поэтому случаев обращения в православие среди местного населения было мало – счет на десятки, а причинами для этого у центральноазиатских мусульман служили только личные побуждения религиозного или экономического характера.

- Многие в своих измышлениях ссылаются на факт существования Православного миссионерского общества. По факту же оно было учреждено для духовного укрепления православных христиан и противостояния сектантам. Архиепископ Антоний Абашидзе недаром говорил, что миссионерство в Средней Азии бесперспективно, - поведал Флыгин.

Он признался, что миграционные процессы, ведущие к тому, что в Кыргызстане остается все меньше православных, тревожат его, и как христианин желал бы укрепления церкви в регионе.

- Боюсь, если когда-нибудь в храм будет некому ходить. Позиция церкви должна укрепиться проведением социальной работы. Димитрий Абашидзе еще в начале прошлого века говорил: «Прошли те времена, когда на вопрос прихожанина можно было ответить «так нужно верить». Отныне пастырь должен растолковать». Нужно радеть об образовании духовенства, - заключил преподаватель семинарии.

Владыка Даниил, епископ Бишкекский и Кыргызстанский согласился с историком в том, что священнослужителю стоит расширять сферу влияния знаниями и добрыми делами.

- Сегодня сложилась такая ситуация, что не прихожане приходят к пастырю, а пастырь должен идти к людям: в прямом и переносном смысле, - отметил он.

Международные научно-богословские Свято-Антониевские чтения проходят в Бишкеке 2-4 ноября 2016 года. Впервые они прошли в столице Кыргызстана в 2012 году.

Ольга Федорчук
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!
Добавить комментарий


Наверх