Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Государство вынуждает инвесторов «кидать деньги на ветер»

или Почему так важно упростить процедуру трансформации земель

Кыргызстан любят называть «дачей Бога» из-за потрясающей природы и мягкого климата. А можно еще назвать нашу республику эдаким «божьим складом» за счет природных ресурсов, которыми славится наша земля. Логично, что именно горнодобывающая отрасль привлекает максимальное внимание как внутренних, так и зарубежных инвесторов, и является основным стабильным источником пополнения республиканского бюджета. Правда, есть и другая сторона такого положения дел - с добытчиками полезных ископаемых связаны практически все громкие дела последних двух десятилетий.

Так, периодически государство упрекает инвесторов в загрязнении экологии, международных соглашений и т.д., причем порой не подкрепляя обвинения ровным счетом ничем, как в случае с тем же «Кумтором». А, между тем, для обеспечения нормальной работы предприятий, оказывается, практически ничего и не делает.  

Проблема о которой пойдет речь отнюдь не нова. Проблема трансформации земель при недропользовании возникла уже довольно давно. Ранее представители бизнес-сообщества уже неоднократно обращались в различные государственные органы с просьбой решить одну общую головную боль, связанную с озвученной проблемой. Имеют даже место случаи, когда недропользователю приходится обивать пороги правительства для того, чтобы решение вопроса хоть как-то ускорить.

А ускорять, признаться, есть что. На сегодня практически каждый недропользователь сталкивается с необходимостью трансформировать земельные участки как только переходит на стадию разработки месторождения. Существует требование, согласно которому компании необходимо пройти длинную цепочку согласований вопроса перевода земельного участка из одной категорию в другую, чтобы можно было приступить к работам согласно утвержденному государственными органами проекту.

Как показала практика, такая процедура занимает, по меньшей мере, 2 года. Следует отметить, что эта проблема касается не только недропользователей. Можно с уверенностью говорить, что под угрозу ставится любой инвестиционный проект, если необходимо трансформировать земельный участок.

Цепочка примерно выглядит так: направить заявление о трансформации земельного участка с необходимыми приложениями в местную районную государственную администрацию; затем создается комиссия для принятия решения, она принимает решение, затем орган местного самоуправления дает свою резолюцию, затем тоже самое делает госадминистрация (эти органы перенаправляют заявление с приложениями друг другу и в местный госрегистр, и это только на местном уровне – ред.)

Но и тут чаяния инвесторов не заканчиваются. После описанных процедур, все материалы дела направляются полномочному представителю правительства для дачи заключения, который все перенаправляет в головной Госрегистр, а он, в свою очередь в Минюст, который вместе с проектом постановления правительства о трансформации земли все направляет в правительство, предварительно согласовав данный проект со всеми государственными органами!

Если вы поняли хоть треть из описанного выше, то должны со всей уверенностью заявить - Ужас! Это не только длительная процедура, но, и, мягко говоря, запутанная.

Как ни странно, чаяния бизнес-сообщества наконец-то были услышаны, и в ноябре 2015 года правительство инициировало проект Закона «О внесении изменений в законодательные акты Кыргызской Республики в сфере землепользования». Согласно указанному проекту Закона земельные участки для разработки полезных ископаемых и строительства объектов инфраструктуры (за исключением особо ценных сельскохозяйственных угодий и особо охраняемых природных территорий) будут предоставляться без перевода (трансформации) в другую категорию земель. Т.е., данный порядок вроде как должен значительно упроститься.

Теперь важно, чтобы господа слуги народа, депутаты, то есть, поддержали эту инициативу, а может, гораздо важнее – не изменили саму суть решения проблемы. Ведь ранее от членов Аграрного комитета ЖК было озвучено предложение исключить данную норму. При этом, что важно понимать, подобные «исключительные» предложения порой поступают от лиц, не знающих специфики отрасли. Ведь прежде, чем приступить к разработке, недропользователь обязан получить три экспертизы, в том числе экологическую на проект разработки месторождения. Все три экспертизы должны быть получены до того, как недропользователь приступит к своей деятельности. Цель данных экспертиз заключается в предупреждении вредных экологических и иных последствий от такой работы. По завершении разработки месторождения недропользователь обязан рекультивировать земельные участки согласно утвержденному проекту.

Какие можно ожидать последствия, если озвученный выше законопроект принят не будет? Во-первых, простаивание бьет по карману инвесторов, поскольку они уплачивают соответствующие платежи. Бывают, к слову, также случаи, когда лицензии отзываются. Такое отношение можно расценивать как враждебное по отношению к инвесторам. А как иначе? Если высокопоставленные лица везде говорят об инвестиционной привлекательности, то пора уже принимать реальные действия, разве нет? Не нужно забывать, что бюджету государства больше пользы от того, что проекты работают, а не простаивают, но у нас, видимо, важней погромче заявить о себе, на голом популизме, прикрываясь якобы заботой о Родине, заработать политические очки.

Владислав Шувалов
Фото www    

Читайте нас в Telegram, только самое важное!
Добавить комментарий


Наверх