Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Безопасный Иссык-Куль

Паника, разродившаяся в обществе после публикации статьи об испытанию торпед, не имеет под собой никаких оснований

Не так давно одно из ведущих российских изданий опубликовало материал, в котором автор делится своими впечатлениями от посещения самого закрытого места на территории Центральноазиатской жемчужины, предприятия «Улан», что расположено неподалеку от Каракола, в юго-восточной акватории озера Иссык-Куль.

«Сами заводчане предпочитают называть торпеды «изделиями». С конца 1942 года, когда Сталин лично подписал приказ о его создании на Иссык-Куле, испытательный комплекс морского оружия "Улан" работал с десятками тысяч «изделий». Предприятие давно уже стало полностью частным, но режим секретности на нем остался, как в советские годы.

По словам Владимира Степанова, который начинал на предприятии слесарем четверть века назад, было время, когда на «Улане» работало свыше 1500 человек, а теперь их осталось около сотни. В советское время в день проводилось по 5-6 испытаний, а теперь хорошо, если такой объем испытывается в год. Как раз перед моим приездом завод испытал очередные изделия торпедного завода «Дастан» из Бишкека», - пишет в своем очерке автор статьи.

«По техническим условиям торпеды, находящиеся в арсеналах или на боевом дежурстве, необходимо раз в десять лет подвергать среднему ремонту – то есть, говоря проще, перебирать все узлы, электронику, ходовую и так далее, а потом хотя бы часть партии обязательно требуется испытывать в воде, - рассказывает Степанов. - Мы являемся испытательным полигоном, сами оружие не производим, но наши специалисты способны ремонтировать и испытывать не только электрические торпеды производства «Дастана», но и тепловые торпеды производства завода имени Кирова в Алма-Ате. То есть основные виды торпед, которые стоят на вооружении российского ВМФ. К слову сказать, за 70 лет наш завод работал с 24 видами торпед, ракет и мин"», - продолжает журналист.

Более того, как удалось выяснить коллеге, выбора у российских военно-морских сил, собственно, особо и нет.

«Собственно, испытывать торпеды можно либо у нас, либо на полигоне в Феодосии, который оказался после распада Союза на территории Украины, и по понятным причинам приказал долго жить. Можно еще проводить испытания на Ладоге, но там несопоставимый с морской водой уровень солености, а Иссык-Куль – соленое озеро. Кроме того, Ладоге недостает глубины. Мы же можем проводить испытания на глубине от 200 до 400 метров и более. И, наконец, Ладожское озеро замерзает зимой – а Иссык-Куль нет», - говорит руководитель предприятия.

По его словам, за все время существования режимного объекта не было зафиксировано ни одного ЧП, но техника и персонал всегда наготове.

«Я не думаю, что в России много осталось в строю рабочих и инженеров, имеющих такой опыт работы с торпедами, - говорит Владимир Вячеславович. – А у нас они до сих пор в строю.»

Пока письма с предложениями о сотрудничестве, направленные руководством «Улана» в министерство обороны РФ, оставались без ответа. Возможно, ситуация сдвинется уже в августе, поскольку на полигоне ждут, наконец, приезда делегации российских оборонщиков.

В прошлые годы сильно выручало сотрудничество с Индией, и в прошлом году «Улан» посетил министр обороны этого государства.

И еще немного о безопасности. Оказывается, в идеале торпеда, в которой отсутствует боевая часть, должна всплыть по завершении испытаний через несколько километров после запуска. Тогда ее ловит катер-торпедолов «Прилив». Если случится ЧП, и торпеда утонет, то на предприятии разработана уникальная методика их подъема с глубины до 38 метров без помощи водолазов.

Тем не менее, отечественные блоггеры и интернет публицисты проявили вверх изощренности в материалах, посвященных данной тематике. На просторах Фейсбук несколько дней бурлило общественное негодование по этому поводу: «Божечки, мы все умрем!», «Они решили загадить наше священное море!», «Не дадим забрать наш Иссык-Куль!». Десятки и сотни перепостов следовали за данной новостью. И хотя бы один «специалист» растолковал в своей писанине суть подобных испытаний.

Попробуем, вместе с известным в отечественных кругах блоггером развеять сомнения.

«С 50-х годов на Иссык-Куле испытываются торпеды. В том числе с нашего завода «Дастан». В первую очередь, специалистов интересуют ходовые качества изделий: как поведет себя "изделие" в морской воде, которой соответствует вода нашего озера. Т.е. торпеды испытываются БЕЗ БОЕВОЙ ЧАСТИ. Никто их здесь не взрывает.

Вода Иссык-Куля такими испытаниями загрязняться не может - торпеды не используют двигателей внутреннего сгорания, и никакого «выхлопа» у них нет. Любой водный скутер загрязняет озеро больше, чем все испытанные торпеды, вместе взятые. Не говоря уже о канализационных стоках прибрежных городов. Никаких топливных и масляных разливов от таких испытаний нет, и быть не может – не верите, посмотрите в интернете, из чего состоит «водяная ракета». Т.е., запуск торпеды в Иссык-Куле - это тот же самый запуск бумажного кораблика. И вреда от такого испытания много меньше, нежели от стеклянной бутылки, запущенной пьяным туристом в воду у пляжа», - делится своим мнением блоггер Энвер Х.

Добавим к этому лишь одно. Предприятие «Улан» действительно известно на весь мир благодаря высокому уровню профессионализма своих сотрудников и широкому спектру имеющихся профильных возможностей. К сожалению, последнее время дела там идут не лучшим образом. Может стоит наконец так называемым правозащитникам и общественникам трезво взглянуть на вещи и не рубить последний сук для нашей некогда гордости, родного отечественного предприятия.

Анна Третьяк
Фото www

Читайте нас в Telegram, только самое важное!
Добавить комментарий


Наверх