Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Дороги, которым не везёт

Факты и мнения об инициативе правительства, благодаря которой чиновники намерены решить сразу несколько проблем. В т.ч., с финансированием дорожного строительства

Ямы дорожные, ямы бюджетные…

Классический дуэт "дураки и дороги" в Кыргызстане, к сожалению, тоже присутствует. Как же без него… Но если с первым поделать практически ничего нельзя, то со вторым ещё можно что-то придумать.  А придумывать надо срочно. Потому что состояние дорожного покрытия не просто оставляет желать лучшего - местами оно ужасное. 

Кто не верит, обратимся к цифрам: 52% (или 9600 км) дорожной сети КР находится в пределах плохого и очень плохого, при этом 1500 км международных дорог нуждаются в срочной реабилитации или реконструкции. Большая часть дорог из года в год становится всё хуже и хуже.

При этом нужно отметить, что все дороги в стране - государственные. Только если на другие статьи расходов отечественные финансисты деньги с горем пополам находят, то на ремонт и строительство дорог в бюджете средств, как правило, нет. 

Из-за постоянного недофинансирования наша страна ежегодно безвозвратно теряет около 200 км дорог с твёрдым покрытием, которые приходят в полную негодность. За последние 5 лет было утрачено 1000 км автодорог.

И страна берёт кредиты. Очень много, и практически ежегодно.

Несколько цифр: государственный долг нашей страны подобрался вплотную к 3,5 миллиарда долларов США, из которых примерно 1,2  миллиарда долларов - более трети! - это дорожные кредиты. Это огромные деньги, которые будем выплачивать мы - простые налогоплательщики, а вовсе не те, кто активно пользуется дорогами. Ведь от последних в бюджет практически ничего не поступает. Но даже этих средств недостаточно.


О чём, например, говорят те же официальные данные: в 2012 году в среднем в год на ремонт и содержание автомобильных дорог было затрачено всего 1 900 долларов США на 1 км на международных дорогах, 1 660 долларов на 1 км на государственных и 1 325 долларов на километр местных дорог. Этих средств недостаточно даже для сезонного содержания и текущего ремонта. И уж конечно, они значительно ниже сумм, которые могут покрыть годовую стоимость полноценного содержания дорог, включая средний ремонт.

При всём при этом, как следует из документов Национального института стратегических исследований КР, географическая особенность страны определяет, что 95% всего объёма грузовых перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Из этого исходит и приоритетность развития автомобильных дорог, которые должны обеспечить не только внутреннюю потребность, но давать выход и на международные рынки.

При этом нужно отметить, что окупаемость займов, взятых на строительство, ремонт и поддержание дорожного покрытия, фактически отложена на следующие десятилетия. И для погашения полученных кредитов придётся изыскивать ресурсы из государственного бюджета КР в целом, но не от этих дорог, так как конкретный источник погашения по полученным займам не определён. Тут, кстати, любопытный момент -  транспорт стран, дающих нам дорожные кредиты, и разрушает наши дороги. И это отдельный повод задуматься. 

Просить или зарабатывать?

Правительство, судя по всему, взялось за решение этой проблемы. Если говорить канцелярским языком, там поставили перед собой задачу изыскать стабильные источники свободных средств для финансирования дорожной инфраструктуры. Суть  - ввести так называемый дорожный сбор (не путать с платными дорогами. - Авт.) с определённых видов транспорта посредством электронной системы контроля и сборов.

Также сразу оговоримся, какие это именно виды транспорта -  владельцы "легковушек", зарегистрированных в КР, ввиду того, что причиняют "незначительный вред дорожной сети", платить "дорожный сбор" не будут.  Оплачивать сбор, если эта норма будет принята,  должны только владельцы грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике, а также владельцы всех транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, которые пользуются автомобильными дорогами Кыргызской Республики и причиняют наибольший ущерб автодорогам.

Конкретная тарификация пока не называется, но уже известно, что она вберёт в себя все бывшие до этого "дорожные" сборы. Кроме того, в соответствии с общепринятой мировой практикой, при определении тарифов следует учитывать необходимые расходы на обслуживание дорог (круглосуточное и круглогодичное), на предоставление всех необходимых услуг для пользователей дорог (включая милицию, медицинскую помощь и т. д.), а также экологическую нагрузку от сжигания топлива и загрязнения окружающей среды. Более того, тарифы должны учитывать финансирование строительства новых дорог и дорожных сооружений.

При этом, считают в правительстве, и это следует из справки-обоснования к законодательной инициативе, в случае неприятия новшества будет иметь место дальнейшее недостаточное финансирование проектов по обновлению и полное отсутствие средств на развитие дорожной инфраструктуры. Более того, продолжится практика заимствования на дорожные проекты у международных финансовых институтов с последующим погашением долга и процентов.

При дальнейшем же наращивании задолженности государства перед международными финансовыми институтами может наступить критический уровень соотношения внешнего долга к ВВП республики, при котором кредиторы будут ужесточать условия выдачи займов или вовсе будут отказывать в  заимствованиях. При таком развитии событий может наступить ситуация, когда всё ухудшающееся состояние дорожной инфраструктуры на фоне невозможности нахождения источников финансирования приведёт к полной непригодности дорог в Кыргызстане.

На первый взгляд предлагаемая мера выглядит крайне непопулярной. Тем более что противников будет   - не сосчитать. Почему же именно её решили избрать? Если разобраться, в кабмине руководствуются благими целями. Дорожная проблема таковой только называется. Здесь заложены и коррупция, причём на самом высоком уровне, и контрабанда, и наркотрафик. Естественно, заинтересованные и получающие от этих незаконных видов деятельности доход лица будут делать всё возможное, чтобы контроль над  дорогами и дорожным трафиком никогда не был установлен. А именно это, по сути, и подразумевает под собой система электронного взимания дорожных сборов.

Можно предположить, что против будут и те, кто все эти годы наживался на международных кредитах, взятых на ремонт и строительство тех самых дорог.  И, несмотря на всё это, чиновники, может, впервые за долгое время, готовы со всеми этими разрушающими явлениями и их носителями бороться…  Похвально? Безусловно!

Эксперты не против

В отечественных СМИ уже неоднократно высказывалось солидарное мнение с нынешней инициативой правительства. Эксперты подкрепляют свою уверенность с позицией кабмина несколькими моментами.


Так, по словам заместителя директора консалтинговой компании SmartBusinessSolutionsCentralAsia Марата Мусуралиева, экономиста, который, кстати, участвовал в исследованиях Национального института стратегических исследований КР по этой теме, сегодня картина вырисовывается следующая: на республиканских транспортных артериях, как инфраструктуре, огромное количество людей зарабатывает немаленькие деньги - это  чрезвычайно прибыльный многомиллионный бизнес. К сожалению, бизнес  это теневой, государством не контролируемый. Все доходы уходят в карманы только тех, кто пользуется дорогами, и коррумпированных чиновников. При этом именно те, кто пользуется дорогами, их и разрушают.

Не так давно на одном из правительственных совещаний вполне себе официально звучали потрясающие цифры: оказывается, в нашей стране каждый большегруз платит за проезд в карман различным чиновникам на пунктах весогабаритного контроля и гаишникам от  350 до 500 долларов США за рейс! Зная цифры о движении грузового транспорта в стране, несложно подсчитать, что ежегодно теневые дорожные поборы составляют 50-60 миллионов долларов! Что значительно больше, чем наш бюджет в год тратит на ремонт и содержание всех дорог страны.

В рамках решения сложившейся ситуации экономистами рассматривался опыт таких стран, как США, Швейцария, Чехия, Польша, Словакия, Италия, Китай и т.д. К примеру, Беларусь, Таджикистан, Латвия, Россия, Казахстан, Узбекистан уже ввели сборы с некоторых категорий крупногабаритного транспорта на многих ключевых дорогах, в основном недавно построенных или реабилитированных, и или уже утвердили, или в настоящее время разрабатывают национальные системы сборов.

Более того, с 1 июля этого года на территории Латвии введён сбор за пользование дорогами. Говорит о мировой практике и председатель ассоциации грузоперевозчиков Темирбек Шабданалиев.

- Подобные сборы после своего введения в некоторых странах мира создали новые формы работы с водителями, а они необходимы нашей стране в борьбе с коррупцией. Многие транспортные компании путём различных уловок и вовсе уходят от налогообложения. Из-за чего поступления в бюджет сильно сокращаются. Гаишники сейчас за небольшую мзду даже не проверяют патент у перевозчиков. Мы давно предлагали налоговым службам новые варианты, но реакции никакой, - сетует глава ассоциации.

С ним согласен  начальник управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызстана Мелисбек Алыпсатаров.


- Брать сборы с водителей нужно по принципу: вышел на трассу - заплати. Ведь это логично, что если ты пользуешься ресурсом, за него необходимо платить, - считает транспортник.

Начальник управления весогабаритного контроля и тоннельной службы при Минтрансе Эмильбек Таштаналиев в свою очередь отмечает, что сборы необходимо вводить как с отечественных водителей, так и  с заезжих.

- С наших, между прочим, автомобилистов в соседних странах берут деньги за пользование дорогами, значит, и мы можем с иностранных брать, - предлагает чиновник.

Экс-министр финансов Акылбек Жапаров напоминает, что во всём мире те, кто пользуется дорогами особо часто, платят за эксплуатацию автотрасс.

- Механизм сборов за пользование дорогами - очень хорошая идея. Я считаю, что также надо обложить сборами тех, кто занимается пассажироперевозками. Они хорошо на этом зарабатывают и бьют асфальт не меньше грузовиков, - уверен эксперт.

Жапаров считает, что экономика Кыргызстана достигла той критической точки, когда "таблетками" уже не вылечить, кому-то должно быть больно.

- Да, не всем водителям, быть может, понравится новая мера, но решение должно быть волевым. Иначе кыргызстанцы не будут ездить по нормальным дорогам. Ведь скоро государство уже не сможет брать кредиты, - заключает он.

Соглашаться ли с чиновниками и экспертами? Судя по всему, да. Принимая во внимание международный опыт, другой альтернативы просто нет. Иначе в пострадавших будут не только дороги и те, кто ими пользуется, но и целиком экономика Кыргызстана, а также все, кто от неё зависит - т.е. мы с вами, простые налогоплательщики. Ведь именно нам в будущем расплачиваться за "дорожные", и ещё очень и очень многие кредиты. Нам пожинать плоды от коррупционных схем и неурегулированности в системе государственного контроля. В том числе и в таких бюджетообразующих сферах, как дорожные перевозки.

Тимур АСАНОВ
Источник
Фото www
Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# думающий 16.10.2014 08:54
Главное чтобы деньги шли по назначению, а не в карманы чиновников. В целом, цель правильная надо уже учить население что нет ничего бесплатного.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх