Menu
RSS

Мы в социальных сетях:

TwitterFacebookYoutubeInstagramTelegram

Казахстан-Кыргызстан: Дело о нефтяных контрагентах

На железнодорожной станции Луговая таможенниками поста Кулан задержано более 400 вагонов с ГСМ из России для Кыргызстана

Эта история случилась в самом начале августа. Недавно редакции «Вести.kg» стали известны результаты ее независимого расследования, проведенного казахстанским блоггером.  Вот как прокомментировал наши вопросы сам  автор «дела о задержанных вагонах» Яков Федоров:

-Я не являюсь представителем ни одной из сторон конфликта и поэтому думаю, что мне не совсем уместно давать свой комментарий по этому вопросу. В этом деле, очевидно, вопрос в трактовке некоторых нечетко прописанных норм законодательства и, в конце концов,  решаться дело будет в суде.

Коротко охарактеризую суть конфликта. Казахстанские компании заключили договор с российскими нефтяными компаниями на поставку бензина и дизельного топлива в Кыргызстан. Вагоны с ГСМ из России благополучно дошли до границы Казахстан - Кыргызстан и были задержаны нашим таможенным постом Кулан. В итоге, на железнодорожной станции Луговая было задержано более 400 вагонов. Естественно, что ежедневно из-за простоя организации несут убытки в размере миллионов тенге.

Я провёл небольшое блоггерское расследование на основе открытых данных и документов, которые получил от разных участников данного инцидента. В посте я привожу мнения всех сторон, так или иначе участвующих в конфликте или пытающихся его урегулировать - департамент таможенного контроля области, казахстанские и кыргызстанские предприниматели, Федеральная таможенная служба России, российские нефтяные компании (в том числе Роснефть), Национальная палата предпринимателей.

Департамент таможенного контроля по Жамбылской области

Логику таможенников можно разделить на несколько аргументов:
1. Руководство таможенного поста Кулан обосновало задержку постановлением правительства РК  "О введении запрета на вывоз лёгких дистиллятов и продуктов, керосина, газойлей и прочих нефтепродуктов" . 

2. Департамент таможенного контроля по Жамбылской области также ссылается на статью  протокола о внесении изменений в Соглашение между правительствами РК и РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в  Казахстан – «нефтепродукты, вывозимые из России в Казахстан, в целях учёта подлежат таможенному декларированию в России, как если бы они вывозились за пределы Таможенного союза».

3. Одним из основных заявлений таможни было то, что таможенные декларации на указанные грузы были заполнены неправильно и отсутствовали документы, подтверждающие экспорт товара в Кыргызстан. .. По мнению таможни, казахстанские компании были указаны как получатели в экспортных декларациях, в то время как в железнодорожных накладных были указаны кыргызские компании.

4. Департамент таможенного контроля по Жамбылской области пытался обязать предпринимателей внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, которые те в свою очередь отказались платить . Согласно их доводам, товар проводится из России через Казахстан в Кыргызстан, а не экспортируется из Казахстана.

5. Департаментом были возбуждены уголовные дела в отношении представителей компаний.

Предприниматели


По мнению предпринимателей, запрет на вывоз ГСМ из Казахстана, регламентируемый вышеупомянутым  постановлением относится только к отечественным товарам, причём к экспорту, а не к транзиту.  Согласно инструкции о порядке заполнения декларации на товары, "если в транспортных (перевозочных) документах не содержатся сведения о лице, являющемся конечным получателем товаров, в графе указываются сведения об иностранном лице, участвующем во внешнеэкономической сделке, с добавлением записи "контрагент".  По словам юристов, товары многих других компаний с аналогичными декларациями свободно проходят границу без каких-либо нареканий со стороны таможни, что подтверждается ими соответствующими документами. Почему существует такая избирательность действий, конечно, можно лишь догадываться.

Выразила своё мнение и Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана: "данное постановление правительства РК относится к защите внутреннего рынка Казахстана и не может касаться товаров и грузов, следующих транзитом из России в Кыргызстан. Кроме того, правительство Российской Федерации каких-либо ограничений на поставку нефтепродуктов в третьи страны, не входящие в Таможенный союз, не вводило и указанные вагоны-цистерны с грузом были благополучно оформлены и выпущены таможенными органами РФ".

Интересно, что в кыргызских СМИ была опубликована информация от государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при правительстве Кыргызстана о том, что в связи с задержанием большой партии ГСМ, увеличилось количество контрабандного ввоза горючего из Казахстана в Кыргызстан. И чем больше будет задержка данного груза, тем больше это подстёгивает контрабандистов и тем, кто им помогает, так как потребность в ГСМ в Кыргызстане остаётся актуальной.

Национальная палата предпринимателей

Достаточно чёткую и исчерпывающую позицию по данному вопросу выразила Национальная палата предпринимателей (НПП), которая направила премьер-министру Казахстана Кариму Масимову письмо  с анализом действий таможенных органов.  С разрешения НПП публикую его.  В письме, в частности, указывается, что по мнению Палаты: запрет на вывоз ГСМ регламентирует только вывоз отечественных товаров, таможня ссылалась на нератифицированный  протокол,  на момент заполнения декларации Роснефть не имела  списка конечных покупателей и поэтому указала казахстанскую компанию-контрагента.

Федеральная таможенная служба России

Федеральная таможенная служба России со своей стороны подтверждает законность и отсутствие нарушений норм таможенного законодательства Таможенного союза и аргументирует верность тем, что «запрет на вывоз из Казахстана казахстанских товаров не применим на транзит из России в Кыргызстан российских товаров».

Российские нефтяные компании (декларанты)

Понятно, что в стороне не могли остаться и российские компании, которые объясняют, что товары из России идут в Кыргызстан через Казахстан по причине отсутствия общей границы России и Кыргызстана, и указывают, что такая ситуация фактически затрудняет российским компаниям торговлю со странами, географически расположенными южнее Казахстана.

На настоящий момент, к примеру, Роснефть (кстати, если верить Википедии, крупнейшая в мире публичная компания по объёму производства нефти) уже обратилась к премьер-министру Казахстана Кариму Масимову, председателю правительства России Дмитрию Медведеву, в Евразийскую экономическую комиссию, министерств нефти, газа  и финансов РК о несоблюдении Казахстаном таможенного законодательства. Сложно представить, что будет, когда этот скандал будет озвучен на таком высоком уровне. А это, кстати,  весьма вероятно, учитывая, что ситуация, где обе стороны стоят на своём, очень долго не сдвигается с мёртвой точки. Кто прав в этой ситуации, видимо, решится уже в судебном порядке.

Яков Федоров,  вчера, специально для «Вести.kg»:

- Собственно,  материал я делал с целью показать мнения всех сторон. По поводу ситуации - насколько мне известно, пока ничего не поменялось, воз и ныне там.

Роман Сафин
Фото www
Читайте нас в Telegram, только самое важное!

Комментарии  

# таможня 25.08.2014 10:58
тупое вымогательство! Таможня Казахстана все не знает как бы пропустить и еще наказать того кто кричал и еще со всех снять! сейчас ведут разговоры чтобы уже Кыргызские передприниматели собрали 2 млн. долларов и якобы вагоны пропустят! Назарбаеву лично и Атамбаеву нужно поговорить и почитать! Все понятно честь мундира амбиции таможни признать что не правы не как нельзя! Но почему и-за ошибки Томожни Казахстана должны страдать компании Кыргызстана которые берут кредиты оплачивают добросовестно компаниям Казахстанским и Заводам России! Чей заказ? кому выгодна эта ситуации?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
# Кыргыз 25.08.2014 10:59
Спасибо Назарбаеву!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


Наверх